Барановичский районный исполнительный комитет

Барановичский районный исполнительный комитет
burger
Главная // Вопрос-ответ

По вопросам строительства

09/01/2023 12:51

Вопрос: Порядок установки ограждения земельного участка и применения технических нормативных правовых актов в части выполнения работ по его устройству.

Ответ: Вопрос установки ограждений земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, входят в компетенцию местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения земельного участка.

Устройство ограждения на приусадебном земельном участке должно осуществляться в соответствии с ТКП 45-3.01-117-2008 «Градостроительство. Районы усадебного жилищного строительства. Нормы планировки и застройки», вступившим в действие с 1 июля 2009 г.

На основании пункта 7.5 ТКП 45-3.01-117-2008 наличие ограждения приусадебного участка, его высота, степень светопрозрачности и эстетичности определяются по согласованию с территориальными подразделениями архитектуры и градостроительства.

К устройству ограждения приусадебного участка должны предъявляться следующие параметры и требования:

- со стороны улиц и проездов высота ограждения должна быть не более 2-х метров, светопрозрачностью от 0 до 100 %;

- между смежными земельными участками домовладений высота ограждения устанавливается до 1,7 метра от уровня земли, светопрозрачностью от 50 % до 100% по всей высоте ограждения.

Устройство дублирующего ограждения участка на расстоянии 1 м и менее от установленной (геодезически) границы со смежным земельным участком не допускается (если иное не согласовано со смежными домовладельцами, совладельцами).

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об основах архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» вопросы выдачи разрешения на установку ограждения с отступлением от нормативных требований ТКП 45-3.01-117-2008 и необходимость его согласования со смежными землепользователями входит в компетенцию местных исполнительных и распорядительных органов и их структурных подразделений.

Требования ТКП 45-3.01-117-2008 обязательны для исполнения органами государственного управления, юридическими (независимо от форм собственности) и физическими лицами, осуществляющими архитектурную, градостроительную и строительную деятельность при планировке, застройке и реконструкции районов (кварталов) усадебной жилой застройки.

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республики Беларусь» местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают на соответствующей территории соблюдение законодательства, в том числе в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.

 

Вопрос: Соблюдение нормативных правовых и технических нормативных правовых актов при строительстве жилого дома, хозяйственных построек, посадке плодовых деревьев и кустарников на приусадебном земельном участке.

Ответ: Отношения по поводу владения, пользования, распоряжения и изъятия земельных участков, находящихся в собственности граждан, регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о земле, рядом других нормативных правовых актов.

Согласно Положению о порядке изъятия и предоставления земельных участков (далее – Положение), утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» рассмотрение данных вопросов входит в компетенцию местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения земельного участка.

Согласно Положению, а также подпункту 9.3.1. Указа Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан», выдача разрешительной документации на строительство одноквартирного блокированного жилого дома и хозяйственных построек на придомовой территории входят в компетенцию местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения земельного участка.

В соответствии с действующим законодательством, размещение жилого дома, хозяйственных построек, посадка плодовых деревьев и кустарников на приусадебном земельном участке осуществляется на основании решения местных исполнительных и распорядительных органов по согласованию с органами архитектуры и градостроительства.

Размещение жилого дома, хозяйственных построек, плодовых деревьев и кустарников на приусадебных земельных участках должно осуществляться в соответствии с ТКП 45-3.01-117-2008 "Градостроительство. Районы усадебного жилищного строительства. Нормы планировки и застройки", вступившим в действие с 1 июля 2009 года.

Согласно пункту 6.2.8 ТКП 45-3.01-117-2008 хозяйственные постройки от границ соседнего участка следует размещать на расстоянии не менее 1 м, отдельно стоящий жилой дом - не менее 3 м, плодовые и декоративные деревья – 3 м, кустарники – 1 м.

Расстояния от окон жилых помещений до стен дома и хозяйственных построек (сарая без содержания скота, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, по санитарным и бытовым условиям должно быть не менее 6 м.

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республики Беларусь» местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают на соответствующей территории соблюдение законодательства, в том числе в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.

 

Вопрос: Принятие решения об узаконивании самовольно построенных строений на земельном участке и их государственной регистрации в установленном порядке.

Ответ: В соответствии с действующим законодательством решение вопросов узаконивания самовольно построенных строений на земельном участке входит в компетенцию местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения земельного участка.

На основании статьи 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь самовольное строительство – деятельность лица по созданию или изменению недвижимого имущества путем строительства, реконструкции (пристройки, надстройки, перестройки) капитального строения (здания, сооружения), если она без получения необходимых разрешений на строительство, реконструкцию либо без проектной документации в случаях, когда необходимость ее подготовки предусмотрена законодательством, либо с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Недвижимое имущество, созданное в результате самовольного строительства, является самовольной постройкой.

Под существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил понимаются нарушения, которые могут создать потенциальную угрозу нарушения прав и охраняемых законодательством интересов других лиц, жизни и здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц, нарушить установленные утвержденной градостроительной документацией регламенты использования территории, а также причинить вред окружающей среде, снизить эксплуатационную пригодность объекта.

Правовые отношения, возникающие при осуществлении самовольного строительства, регулируются Положением о порядке принятия решений по самовольным постройкам, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.12.2007 № 1802 (далее – Положение № 1802) и статьей 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Указанным Положением № 1802 и пунктом 5 статьи 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь в отношении такой самовольно возведенной постройки установлен порядок принятия местным исполнительным и распорядительным органом следующих решений:

- о продолжении строительства (принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке) если сохранение постройки не влечет существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил;

- о сносе самовольной постройки и приведении земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние с определением в таком решении сроков выполнения этих действий, если сохранение постройки влечет существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил;

- о приведении самовольной постройки в прежнее, до осуществления самовольного строительства состояние, с определением в таком решении сроков выполнения этих действий, если сохранение постройки влечет существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил.

Пунктом 9.4 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан», определен перечень документов, необходимых для принятия местными исполнительными и распорядительными органами решения о продолжении строительства или принятия самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке.    В соответствии с Законом Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. (ред. от 30.12.2011) «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» государственная регистрация создания, изменения, прекращения существования недвижимого имущества, возникновения, перехода, прекращения права или ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, а также государственная регистрация сделки с недвижимым имуществом входит в компетенцию Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, расположенного по адресу: г. Минск, пер. Краснозвёздный, д. 12.

В соответствии со статями 17 и 18 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республики Беларусь» местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают на соответствующей территории соблюдение законодательства, в том числе в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.

Дополнительно сообщает, что в соответствии с Законом Республики Беларусь от 04.01.2010 «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», решения исполнительных комитетов и местных администраций, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, могут быть обжалованы в судебном порядке.

К списку новостей

Полезные ссылки